СОВРЕМЕННИКИ
Мои учителя и коллеги, за знакомство с которыми я благодарю судьбу, если она есть

Специалист в области философии и методологии науки. Доктор философских наук (1990). Профессор по кафедре философии (1992). Окончила философский факультет ЛГУ (1970). Закончила аспирантуру по кафедре философии ЛЭТИ (1973). Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Новое знание и методологические проблемы его формирования в физике» по специальности 09.00.08. – философские проблемы естествознания и техники (1974).Защитила докторскую диссертацию по теме «Детерминация прогнозирования как особого типа научного поиска» по специальности 09.00.01. – исторический и диалектический материализм (1990). В РГПУ им. А.И. Герцена работает с 1986 г. по настоящее время в должности доцента (1986), профессора (1991). Область научных исследований – философия и методология науки; философия педагогики. Отмечена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (2003). Опубликовано свыше ста пятидесяти научных работ. https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=366726
Основные труды:
  • Детерминация научного поиска. – Л.: Наука, 1978. - 15,32 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов);
  • Социальные, гносеологические и методологические проблемы технических наук. Гл. 5. – Киев, 1978. – 4 п.л.
  • Материалистическая диалектика. В пяти томах. Т. 2. Субъективная диалектика. Гл. 5. – М.: Мысль, 1982. – 4,5 п.л.
  • Детерминация прогнозирования. - Изд. ЛГУ, 1983. – 7, 12 п.л.
  • Философия педагогики – теоретический базис образования. // Образование и культура Северо-Запада России. Выпуск 1. – СПб., 1996. – 1 п.л.
  • Анатомия традиции в культуре и педагогике. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. № 2. – СПб., 2002. – 1 п.л.
  • Наука и образование в социальном проектировании постиндустриального общества. // Философия образования и творчество. – СПб.: Изд. РХГИ, 2002. – 1,2 п.л.
  • Науки о Вселенной. // История и методология науки. Феномен специализированного познания. – Изд. СПбГУ, 2004. – 4,5 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов).
  • HOMO TRADITIONIS в условиях выбора. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. № 5 (10), 2005. - 1 п.л.
  • Наука как важнейшая детерминанта будущего. // Философия и практика ненасилия. СПб.: «Verba Magistri», 2005. – 1 п.л.
  • «Информационное общество» как продукт научно-технического прогресса. // "Кредо», № 2 (42). 2005. – 1,4 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов)
  • Введение в философию науки. – М.: ACADEMIA, 2005. – 7 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов).
  • История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. СПб: Изд. СПбГПУ, 2005. – 13 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов).
  • Горизонты науки XXI века. Этюды философии науки: к юбилею М.Л. Лезгиной. М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 2006. -404с.
  • Горизонты науки XXI века. Этюды философии науки. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., 2007.
  • Идея как форма научного познания // Философия права. 2013. №5 (60). С. 21-25.
  • Картина человека: философия, культурология, коммуникация. Летягин Л.Н., Валицкая А.П., Романенко И.Б., Романенко Ю.М., Корольков А.А., Фомин А.П., Громова Л.А., Муравьев А.Н., Преображенская К.В., Романенко Н.В., Францишина С.С., Белоус В.А., Игнатьев Д.Ю., Апевалова З.В., Семерник С.З., Градинар И.Б., Кутыкова И.В., Янутш О.А., Бун М.З., Провоторов Н.Ф. и др. Коллективная монография / Санкт-Петербург, 2016.
  • Лезгина М.Л., Фомин А.П. Педагогическая идея: теория и практика. Учебно-методическое пособие, обеспечивающее дисциплину «Философия образования» / Часть 1. Санкт-Петербург, 2017.
  • История и методология науки. Липский Б.И., Гусев С.С., Иванов В.Г., Лезгина М.Л., Никитин В.Е., Шилков Ю.М. Учебное пособие / Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс. (2-е изд., испр. и доп) Москва, 2017.
  • Лезгина М.Л., Фомин А.П. Педагогическая идея: теория и практика. Учебно-методическое пособие, обеспечивающее дисциплины "Философия образования", "История образования и педагогической мысли", "Актуальные проблемы педагогики" / Часть 2. Санкт-Петербург, 2022.
Является членом Диссертационного Совета по защите докторских диссертаций Д. 212.199.24 при РГПУ им. А.И. Герцена, членом Редакционного совета серии «Общественные и гуманитарные науки» «Известий РГПУ имени А.И. Герцена», членом Редакционной коллегии изданий Санкт-Петербургского Отделения Международной ассоциации «Педагогика ненасилия». Научная работа М.Л. Лезгиной поддержана грантами РГНФ в 2002 – 2003 гг. («Рост науки как творческий поиск») и в 2005 г. («Историософия науки»). Биографические справки о М.Л. Лезгиной имеются в Энциклопедическом словаре П.В. Алексеева «Философы России ХIХ – ХХ столетий. Биографии, идеи, труды». – М.: Академический проект, 2002, а также в Биографическом справочнике «Профессора Российского государственного университета имени А.И. Герцена в ХХ веке» (Под ред. Г.А. Бордовского, В.А. Козырева). – СПб.: Изд. РГПУ, 2000.
В своих исследованиях проф. М.Л. Лезгина опирается на анализ истории науки, развивает концепцию научного поиска как способа существования науки. Научный поиск определяет как процесс возведения сущего в идею, как преодоление научной неопределенности проблемной ситуации, как процесс развертывания познавательных тенденций, как преодоление границ достигнутого горизонта познания и выход на его новые рубежи. В ее работах исследуются имманентные науке детерминанты научного поиска. Одновременно научный поиск рассматривается как процесс смены научных поколений, для которого характерна диалектика традиций и новотворчества. Особо рассматривает роль научной идеи в познании, ее связь с господствующим миропониманием и в то же время ее относительная независимость. Научный поиск выступает как развертывание определенной научной идеи, проходящей стадии своего развития.
В сфере философии педагогики вводит в научный оборот понятие педагогической идеи, которая приобретает две формы своего воплощения – теоретическую, абстрактно-понятийную, и практическую, функционирующую в живом опыте обучения и воспитания. Обе формы, взаимодополняя друг друга, взятые порознь, перестают быть адекватными развитию воплощаемой ими идеи. Педагогическая идея существует и развивается как бы вне их, в попперовском «третьем мире» - в мире объективного содержания мышления. Такая идея функционирует как скрытое знание. Методологически она играет роль важнейшего когнитивного стандарта.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/70403/Лезгина

ЛЕЗГИНА Марина Львовна
доктор философских наук, почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена
Научные труды М.Л. Лезгиной
Место рождения д. Фалилеево Ленинградской обл. Место смерти г. Луга.
Образование: Философский факультет Ленинградского университета (1960)
Учителя:
  • Асеев Юрий Алексеевич
  • Свидерский Владимир Иосифович
Годы работы в университете: 1962 — 2016
Этапы карьеры в университете:
1962 - 1970-е доцент Кафедра диалектического материализма
1970 - 1991. Профессор. Кафедра диалектического материализма
С 1979 по 1987 г. – зав. кафедрой.
1991 - 2016 профессор. Кафедра онтологии и теории познания
Основные вехи жизни, карьера вне университета
Родился 11 ноября 1927 г. С 1944 по 1952 г. служил в Советской армии. С 1952 по 1955 гг. - слесарь-лекальщик Кировского завода. В 1955 г. поступает на философский факультет ЛГУ. Сталинский стипендиат. С 1960 по 1962 г. работал асс. в Технологическом ин-те.
В 1971-1979 гг. - проф. Ленингр. кафедры филос. АН СССР. В разные гг. Вячеслав Григорьевич являлся научным консультантом методических семинаров Физико-технического института им.А.Ф. Иоффе и Главной астрономической обсерватории, членом президиума Дома ученых им.А.М. Горького, членом обществ дружбы СССР-ФРГ и СССР -США, возглавлял головной совет по философии при Минвузе РСФСР, являлся председателем Методического совета по философии при доме политпросвещения ОК КПСС, председателем секции "История и философия физики" Ленинградского отделения Института истории науки и техники, исполнял многие другие общественные должности и обязанности.
Награды
медаль "В ознаменование тридцатой годовщины Советской армии и флота" (1948)
Почетная грамота Президиума Академии наук СССР (1978)
медаль "Ветеран труда" (1989), звание "Ветеран труда" (1995)
Заслуженный работник высшей школы РФ (1999)
Область научных интересов, значение в науке
Специалист в области философии и методологии науки.
Диссертации
1965 г. Кандидатская. Категория причинности как выражение объективной закономерности
1974 г. Докторская. Принцип детерминизма и физическое познание
Основные курсы.
1962 - 1990. Диалектический материализм
2000 - 2002. Человек и мироздание (спецкурс)
2000 - 2004. Современные проблемы философии
2000 - 2004. Философия
Ученики
  • Аль Ани
  • Гаврилов И.П.
  • Дезгина М.Л.
  • Коноплев Н.С.
  • Немир Махди
  • Огородников В.П.
  • Панибратов В.Н.
  • Чеканин А.Н.
Основные труды
  • Детерминизм в философии и физике. Л., 1974.
  • Причинность и детерминизм. Л., 1974.
  • Физика и мировоззрение. Л., 1975;
  • Детерминация научного поиска. (В соавт.). Л., 1978.
  • Мировоззрение и активная жизненная позиция. (В соавт.). Л., 1983.
  • Диалектика становления научного миропонимания. (Человек, наука, природа). Л., 1986.
  • Проблема мироздания в науке и культуре. (В соавт.). Л., 1994.
  • Основы онтологии. (В соавт.). СПб., 1997 Науки о вселенной. История и методология науки. СПб., 2004.
  • Введение в философию науки. (В соавт.). М., 2005.
  • Горизонты науки XXI века. Этюды философии науки. (В соавт.). М., 2006.
Биографический словарь философов Петербургского университета. Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв.ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др.
https://bioslovhist.spbu.ru/person/1891-ivanov-vyacheslav-grigor-yevich.html?ysclid=m6faek46ti778947009
https://cyberleninka.ru/article/n/setevoy-resurs-biograficheskiy-slovar-filosofov-peterburgskogo-universiteta/viewer

ИВАНОВ Вячеслав Григорьевич (1927 - 2016)
доктор философских наук, профессор
Видный советский и российский ученый-педагог, доктор педагогических наук.
Профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Несколько лет преподавал в Волховском филиале РГПУ им. А.И. Герцена педагогику.

ЕЖЕЛЕНКО Вячеслав Борисович (1949 - 2012)
доктор педагогических наук, профессор

Баранов Владимир Евгеньевич (1941 - 2025)

Доктор философских наук, профессор, чья жизнь – редкий случай диалектического единства социального и индивидуального, научного предмета и личности. Он был настоящим коммунистом, редким примером научной честности, методологической грамотности, философской интуиции, самокритичности.

Предложенное им системное понимание личности и личностного бытия как «включённость человека в систему общества в качестве полноправного его члена, живого органа, свободно и творчески решающего за­дачи, порученные ему системой» сегодня актуально как никогда. «Либо Я, либо ИЯ» - это маленькая цитата из сегодняшнего бестселлера Маргариты Симоньян «В начале было слово – в конце будет цифра», содержание которого отлично иллюстрирует проблематику личности в контексте современного цифрового апокалипсиса. Личность в концепции В.Е. Баранова – это «отражение и концентрация в человеке способности общества к расширенному воспроизводству, орган обще­ственного прогресса, тогда как индивидное и доиндивидное бытие человека опосредствуют собой лишь простое воспроизводство общества, его статус кво». Его «идея возникновения философии как разра­ботки категорий разума и личности в условиях всеобщего кризиса… рассу­дочности и индивидности» особенно актуальна сегодня. Трудно не согласиться с Владимиром Евгеньевичем, когда он писал: «история предоставляет человечеству шанс дорабо­тать на новой основе старые рецепты мудрой и личностной жизни. Современная фило­софия не имеет права не воспользоваться этой возможностью».
Вот лишь некоторые его труды:
·     Личностный аспект диалектики как логики революции // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. Т. 7. № 1-3. С. 9-12.
·     За метериализм в психологической науке. С.Л. Рубинштейн подлинный и современный. Альтернативы. 2015. №3. С. 96-108.
·     Личностное бытие и личностные коммуникации // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология. 2011. Т. 24. №2 (63). С. 175-180.
·     Гражданское общество и личность // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология. 2011. Т. 24. № 3-4 (63). С.257-264.
·     Специфика личностных коммуникаций // Коммуникация: метафизика и метадискурс. Сборник статей. Под редакцией С.В.Клягина, О.Д.Шипуновой. Санкт-Петербург, 2010. С. 90-95.
·     В.И. Вернадский: феномен религиозности ученого-рационалиста // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология. 2010. Т. 23. № 2 (62). С.22-26.  
·     Личность в системе природного и социального бытия // Санкт-Петербург, 2008.
·     Система и личность // Философия и общество. 2008. №2 (50). С.99-111.
·     Постсовременность и перспективы личности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008.  №59. С. 57-61.
·     Философия личности Л.П. Карсавина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №56. С. 7-16.

© All Right Reserved. My company Inc.
e-mail us: hello@company.cc
Made on
Tilda