Лезгина Марина Львовна [10.07.1946, Констанца (Румыния)]

Специалист в области философии и методологии науки. Доктор философских наук (1990). Профессор по кафедре философии (1992). Окончила философский факультет ЛГУ (1970). Закончила аспирантуру по кафедре философии ЛЭТИ (1973). Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Новое знание и методологические проблемы его формирования в физике» по специальности 09.00.08. – философские проблемы естествознания и техники (1974).Защитила докторскую диссертацию по теме «Детерминация прогнозирования как особого типа научного поиска» по специальности 09.00.01. – исторический и диалектический материализм (1990). В РГПУ им. А.И. Герцена работает с 1986 г. по настоящее время в должности доцента (1986), профессора (1991). Область научных исследований – философия и методология науки; философия педагогики. Отмечена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (2003). Опубликовано свыше ста пятидесяти научных работ. https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=366726
Основные труды:
  • Детерминация научного поиска. – Л.: Наука, 1978. - 15,32 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов);
  • Социальные, гносеологические и методологические проблемы технических наук. Гл. 5. – Киев, 1978. – 4 п.л.
  • Материалистическая диалектика. В пяти томах. Т. 2. Субъективная диалектика. Гл. 5. – М.: Мысль, 1982. – 4,5 п.л.
  • Детерминация прогнозирования. - Изд. ЛГУ, 1983. – 7, 12 п.л.
  • Философия педагогики – теоретический базис образования. // Образование и культура Северо-Запада России. Выпуск 1. – СПб., 1996. – 1 п.л.
  • Анатомия традиции в культуре и педагогике. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. № 2. – СПб., 2002. – 1 п.л.
  • Наука и образование в социальном проектировании постиндустриального общества. // Философия образования и творчество. – СПб.: Изд. РХГИ, 2002. – 1,2 п.л.
  • Науки о Вселенной. // История и методология науки. Феномен специализированного познания. – Изд. СПбГУ, 2004. – 4,5 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов).
  • HOMO TRADITIONIS в условиях выбора. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. № 5 (10), 2005. - 1 п.л.
  • Наука как важнейшая детерминанта будущего. // Философия и практика ненасилия. СПб.: «Verba Magistri», 2005. – 1 п.л.
  • «Информационное общество» как продукт научно-технического прогресса. // "Кредо», № 2 (42). 2005. – 1,4 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов)
  • Введение в философию науки. – М.: ACADEMIA, 2005. – 7 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов).
  • История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. СПб: Изд. СПбГПУ, 2005. – 13 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов).
  • Горизонты науки XXI века. Этюды философии науки: к юбилею М.Л. Лезгиной. М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 2006. -404с.
  • Горизонты науки XXI века. Этюды философии науки. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., 2007.
  • Идея как форма научного познания // Философия права. 2013. №5 (60). С. 21-25.
  • Картина человека: философия, культурология, коммуникация. Летягин Л.Н., Валицкая А.П., Романенко И.Б., Романенко Ю.М., Корольков А.А., Фомин А.П., Громова Л.А., Муравьев А.Н., Преображенская К.В., Романенко Н.В., Францишина С.С., Белоус В.А., Игнатьев Д.Ю., Апевалова З.В., Семерник С.З., Градинар И.Б., Кутыкова И.В., Янутш О.А., Бун М.З., Провоторов Н.Ф. и др. Коллективная монография / Санкт-Петербург, 2016.
  • Лезгина М.Л., Фомин А.П. Педагогическая идея: теория и практика. Учебно-методическое пособие, обеспечивающее дисциплину «Философия образования» / Часть 1. Санкт-Петербург, 2017.
  • История и методология науки. Липский Б.И., Гусев С.С., Иванов В.Г., Лезгина М.Л., Никитин В.Е., Шилков Ю.М. Учебное пособие / Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс. (2-е изд., испр. и доп) Москва, 2017.
  • Лезгина М.Л., Фомин А.П. Педагогическая идея: теория и практика. Учебно-методическое пособие, обеспечивающее дисциплины "Философия образования", "История образования и педагогической мысли", "Актуальные проблемы педагогики" / Часть 2. Санкт-Петербург, 2022.
Является членом Диссертационного Совета по защите докторских диссертаций Д. 212.199.24 при РГПУ им. А.И. Герцена, членом Редакционного совета серии «Общественные и гуманитарные науки» «Известий РГПУ имени А.И. Герцена», членом Редакционной коллегии изданий Санкт-Петербургского Отделения Международной ассоциации «Педагогика ненасилия». Научная работа М.Л. Лезгиной поддержана грантами РГНФ в 2002 – 2003 гг. («Рост науки как творческий поиск») и в 2005 г. («Историософия науки»). Биографические справки о М.Л. Лезгиной имеются в Энциклопедическом словаре П.В. Алексеева «Философы России ХIХ – ХХ столетий. Биографии, идеи, труды». – М.: Академический проект, 2002, а также в Биографическом справочнике «Профессора Российского государственного университета имени А.И. Герцена в ХХ веке» (Под ред. Г.А. Бордовского, В.А. Козырева). – СПб.: Изд. РГПУ, 2000.
В своих исследованиях проф. М.Л. Лезгина опирается на анализ истории науки, развивает концепцию научного поиска как способа существования науки. Научный поиск определяет как процесс возведения сущего в идею, как преодоление научной неопределенности проблемной ситуации, как процесс развертывания познавательных тенденций, как преодоление границ достигнутого горизонта познания и выход на его новые рубежи. В ее работах исследуются имманентные науке детерминанты научного поиска. Одновременно научный поиск рассматривается как процесс смены научных поколений, для которого характерна диалектика традиций и новотворчества. Особо рассматривает роль научной идеи в познании, ее связь с господствующим миропониманием и в то же время ее относительная независимость. Научный поиск выступает как развертывание определенной научной идеи, проходящей стадии своего развития.
В сфере философии педагогики вводит в научный оборот понятие педагогической идеи, которая приобретает две формы своего воплощения – теоретическую, абстрактно-понятийную, и практическую, функционирующую в живом опыте обучения и воспитания. Обе формы, взаимодополняя друг друга, взятые порознь, перестают быть адекватными развитию воплощаемой ими идеи. Педагогическая идея существует и развивается как бы вне их, в попперовском «третьем мире» - в мире объективного содержания мышления. Такая идея функционирует как скрытое знание. Методологически она играет роль важнейшего когнитивного стандарта.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/70403/Лезгина

Научные труды М.Л. Лезгиной

Вячеслав Григорьевич Иванов (1927 — 2016)

Место рождения д. Фалилеево Ленинградской обл. Место смерти г. Луга.
Образование: Философский факультет Ленинградского университета (1960)
Учителя:
  • Асеев Юрий Алексеевич
  • Свидерский Владимир Иосифович
Годы работы в университете: 1962 — 2016
Этапы карьеры в университете:
1962 - 1970-е доцент Кафедра диалектического материализма
1970 - 1991. Профессор. Кафедра диалектического материализма
С 1979 по 1987 г. – зав. кафедрой.
1991 - 2016 профессор. Кафедра онтологии и теории познания
Основные вехи жизни, карьера вне университета
Родился 11 ноября 1927 г. С 1944 по 1952 г. служил в Советской армии. С 1952 по 1955 гг. - слесарь-лекальщик Кировского завода. В 1955 г. поступает на философский факультет ЛГУ. Сталинский стипендиат. С 1960 по 1962 г. работал асс. в Технологическом ин-те.
В 1971-1979 гг. - проф. Ленингр. кафедры филос. АН СССР. В разные гг. Вячеслав Григорьевич являлся научным консультантом методических семинаров Физико-технического института им.А.Ф. Иоффе и Главной астрономической обсерватории, членом президиума Дома ученых им.А.М. Горького, членом обществ дружбы СССР-ФРГ и СССР -США, возглавлял головной совет по философии при Минвузе РСФСР, являлся председателем Методического совета по философии при доме политпросвещения ОК КПСС, председателем секции "История и философия физики" Ленинградского отделения Института истории науки и техники, исполнял многие другие общественные должности и обязанности.
Награды
медаль "В ознаменование тридцатой годовщины Советской армии и флота" (1948)
Почетная грамота Президиума Академии наук СССР (1978)
медаль "Ветеран труда" (1989), звание "Ветеран труда" (1995)
Заслуженный работник высшей школы РФ (1999)
Область научных интересов, значение в науке
Специалист в области философии и методологии науки.
Диссертации
1965 г. Кандидатская. Категория причинности как выражение объективной закономерности
1974 г. Докторская. Принцип детерминизма и физическое познание
Основные курсы.
1962 - 1990. Диалектический материализм
2000 - 2002. Человек и мироздание (спецкурс)
2000 - 2004. Современные проблемы философии
2000 - 2004. Философия
Ученики
  • Аль Ани
  • Гаврилов И.П.
  • Дезгина М.Л.
  • Коноплев Н.С.
  • Немир Махди
  • Огородников В.П.
  • Панибратов В.Н.
  • Чеканин А.Н.
Основные труды
  • Детерминизм в философии и физике. Л., 1974.
  • Причинность и детерминизм. Л., 1974.
  • Физика и мировоззрение. Л., 1975;
  • Детерминация научного поиска. (В соавт.). Л., 1978.
  • Мировоззрение и активная жизненная позиция. (В соавт.). Л., 1983.
  • Диалектика становления научного миропонимания. (Человек, наука, природа). Л., 1986.
  • Проблема мироздания в науке и культуре. (В соавт.). Л., 1994.
  • Основы онтологии. (В соавт.). СПб., 1997 Науки о вселенной. История и методология науки. СПб., 2004.
  • Введение в философию науки. (В соавт.). М., 2005.
  • Горизонты науки XXI века. Этюды философии науки. (В соавт.). М., 2006.
Биографический словарь философов Петербургского университета. Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв.ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др.
https://bioslovhist.spbu.ru/person/1891-ivanov-vyacheslav-grigor-yevich.html?ysclid=m6faek46ti778947009
https://cyberleninka.ru/article/n/setevoy-resurs-biograficheskiy-slovar-filosofov-peterburgskogo-universiteta/viewer

Вячеслав Борисович Ежеленко (1949 - 26 сентября 2012)
Видный советский и российский ученый-педагог, доктор педагогических наук.
Профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Несколько лет преподавал в Волховском филиале РГПУ им. А.И. Герцена педагогику.


© All Right Reserved. My company Inc.
e-mail us: hello@company.cc
Made on
Tilda