Лезгина Марина Львовна [10.07.1946, Констанца (Румыния)]

Специалист в области философии и методологии науки. Доктор философских наук (1990). Профессор по кафедре философии (1992). Окончила философский факультет ЛГУ (1970). Закончила аспирантуру по кафедре философии ЛЭТИ (1973). Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Новое знание и методологические проблемы его формирования в физике» по специальности 09.00.08. – философские проблемы естествознания и техники (1974).Защитила докторскую диссертацию по теме «Детерминация прогнозирования как особого типа научного поиска» по специальности 09.00.01. – исторический и диалектический материализм (1990). В РГПУ им. А.И. Герцена работает с 1986 г. по настоящее время в должности доцента (1986), профессора (1991). Область научных исследований – философия и методология науки; философия педагогики. Отмечена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (2003). Опубликовано свыше ста научных работ.
Основные труды:
·Детерминация научного поиска. – Л.: Наука, 1978. - 15,32 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов);
·Социальные, гносеологические и методологические проблемы технических наук. Гл. 5. – Киев, 1978. – 4 п.л.
·Материалистическая диалектика. В пяти томах. Т. 2. Субъективная диалектика. Гл. 5. – М.: Мысль, 1982. – 4,5 п.л.
·Детерминация прогнозирования. - Изд. ЛГУ, 1983. – 7, 12 п.л.
·Философия педагогики – теоретический базис образования. // Образование и культура Северо-Запада России. Выпуск 1. – СПб., 1996. – 1 п.л.
·Анатомия традиции в культуре и педагогике. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. № 2. – СПб., 2002. – 1 п.л.
·Наука и образование в социальном проектировании постиндустриального общества. // Философия образования и творчество. – СПб.: Изд. РХГИ, 2002. – 1,2 п.л.
·Науки о Вселенной. // История и методология науки. Феномен специализированного познания. – Изд. СПбГУ, 2004. – 4,5 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов).
·HOMO TRADITIONIS в условиях выбора. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. № 5 (10), 2005. - 1 п.л.
·Наука как важнейшая детерминанта будущего. // Философия и практика ненасилия. СПб.: «Verba Magistri», 2005. – 1 п.л.
·«Информационное общество» как продукт научно-технического прогресса. // «Кредо», № 2 (42). 2005. – 1,4 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов)
·Введение в философию науки. – М.: ACADEMIA, 2005. – 7 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов).
·История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. СПб:
Изд. СПбГПУ, 2005. – 13 п.л. (Соавт. В.Г. Иванов).
Является членом Диссертационного Совета по защите докторских диссертаций Д. 212.199.24 при РГПУ им. А.И. Герцена, членом Редакционного совета серии «Общественные и гуманитарные науки» «Известий РГПУ имени А.И. Герцена», членом Редакционной коллегии изданий Санкт-Петербургского Отделения Международной ассоциации «Педагогика ненасилия». Научная работа М.Л. Лезгиной поддержана грантами РГНФ в 2002 – 2003 гг. («Рост науки как творческий поиск») и в 2005 г. («Историософия науки»). Биографические справки о М.Л. Лезгиной имеются в Энциклопедическом словаре П.В. Алексеева «Философы России ХIХ – ХХ столетий. Биографии, идеи, труды». – М.: Академический проект, 2002, а также в Биографическом справочнике «Профессора Российского государственного университета имени А.И. Герцена в ХХ веке» (Под ред. Г.А. Бордовского, В.А. Козырева). – СПб.: Изд. РГПУ, 2000.
В своих исследованиях проф. М.Л. Лезгина опирается на анализ истории науки, развивает концепцию научного поиска как способа существования науки. Научный поиск определяет как процесс возведения сущего в идею, как преодоление научной неопределенности проблемной ситуации, как процесс развертывания познавательных тенденций, как преодоление границ достигнутого горизонта познания и выход на его новые рубежи. В ее работах исследуются имманентные науке детерминанты научного поиска. Одновременно научный поиск рассматривается как процесс смены научных поколений, для которого характерна диалектика традиций и новотворчества. Особо рассматривает роль научной идеи в познании, ее связь с господствующим миропониманием и в то же время ее относительная независимость. Научный поиск выступает как развертывание определенной научной идеи, проходящей стадии своего развития.
В сфере философии педагогики вводит в научный оборот понятие педагогической идеи, которая приобретает две формы своего воплощения – теоретическую, абстрактно-понятийную, и практическую, функционирующую в живом опыте обучения и воспитания. Обе формы, взаимодополняя друг друга, взятые порознь, перестают быть адекватными развитию воплощаемой ими идеи. Педагогическая идея существует и развивается как бы вне их, в попперовском «третьем мире» - в мире объективного содержания мышления. Такая идея функционирует как скрытое знание. Методологически она играет роль важнейшего когнитивного стандарта.


Вячеслав Григорьевич Иванов


Вячеслав Борисович Ежеленко
Вячеслав Борисович Ежеленко (1949 - 26 сентября 2012) — видный советский и российский ученый-педагог, доктор педагогических наук.
Профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета г.Санкт-Петербурга.
преподавал педагогику в Волховском филиале РГПУ им. А.И. Герцена

© All Right Reserved. My company Inc.
e-mail us: hello@company.cc
Made on
Tilda