АНДРЕЙ ФОМИН
персональный сайт философа и психолога
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЧТИВО ДЛЯ ОБЫВАТЕЛЯ

Наконец, дочитал второе издание 2021 года (первое вышло в 2016 году) книги настоящего иноагента Михаила Зыгаря. Ну балабол и есть балабол. Правда, балабол-эрудит (МГИМО, арабист, преподаватель вузов). И предатель до мозга костей (сын офицера спецслужб, врун). Обыватель и фантазер абсолютный, исторического и политического анализа в книге нет вовсе, концепции тоже. Кажется, главная цель автора состоит в том, чтобы как можно более эффектно шокировать обывателя. Общество, где за это еще и платят деньги, для таких людей просто рай. Для достижения этой цели автором был выдуман, по его собственному признанию [стр.402], образ Путина-монстра, Путина-диктатора, главного героя книги. То есть личность Путина воссоздана не путем анализа, а при помощи фантазии. Для правдоподобности автор-эрудит искусно пользуется фактологией, которую хорошо знает, как журналист, и порой раскрывает то, что не очень любят публично признавать наши официальные источники. Хорошо работает автор и с формой подачи материала – книгу читать интересно, если преодолеть тошноту, периодически охватывающую вас от диких интерпретаций и прямой лжи. Вероятно, для достижения той же самой главной цели шокировать обывателя и заработать деньги на издании книжки автор ставит и эффективно выполняет вторую задачу – обосрать Родину, Россию. За это сегодня платят либо заграничными деньгами, либо вниманием отечественного обывателя, всегда больше готового читать исторические анекдоты, а не документы и тексты специалистов. Таких, например, как историк Евгений Юрьевич Спицын, или политолог Сергей Ервандович Кургинян, или экономист Михаил Леонидович Хазин. Ну, так и все проекты нашего автора – это проекты для обывателя. Что неудавшийся «1917. Свободная история», что более успешный «1968. Digital», что его книги.
Вообще, при изучении личности и творчества автора создается стойкое впечатление, что шокировать обывателя есть смысл всей жизни самого автора, чему ярким свидетельством является его жена-негр. Это при живой дочке от первого брака!

И вдруг читаю на его сайте покаянную исповедь от 17.04.2024, где он представляет себя жертвой западной пропаганды и клеймит Запад и США, где многие «искренне трудятся на благо собственного кошелька». «Сегодня мы с вами живем в мире постправды. Если объяснять простыми словами, то это мир великих обманов и крошечных истин – время, когда скучной и унылой правде предпочитают эффектную и красивую ложь. В современном мире технологии постправды в совершенстве освоили страны Европейского союза и США» [https://mzygar.ru/revelation ]. И какой тут Зыгарь врет, а какой говорит правду? Поди разберись. Врать, называть это постправдой, зарабатывать на этом деньги и продолжать врать. Это какая-то политическая шизофрения.

Более подробный и профессиональный анализ книги см.: Рецензия

М. Зыгарь
Вся кремлевская рать: Краткая история современной России. М., Интеллектуальная литература. -408с.
"Или Я, или ИЯ"
После прочтения книги Маргариты Симоньян "В начале было Слово - в конце будет Цифра". ООО изд. АСТ, 2025.
«Или Я, или ИЯ» [с.325] – маленькая цитата из книги Маргариты Симоньян «В начале было слово – в конце будет цифра».
Гениально! Не ИИ надо бояться, а ИЯ – искусственного Я, то есть искусственной личности, личности, формируемой не объективными социальными отношениями и даже не субъективными межличностными отношениями, а отношениями виртуальными, сконструированными в отрыве от социальной реальности, от действительности.
ИЯ, искусственное Я, - это личность, сформированная симулякрами и, в силу этого, сама являющаяся симулякром. Эта проблема в философии ставилась в разных аспектах: быть или казаться, здесь-бытие (Хайдеггер), экзистенциальный выбор себя (Сартр), одномерный человек (Маркузе) и др. Но если раньше индивид противостоял обстоятельствам, препятствующим проявлению его истинной сущности, становлению его личности, то сегодня, «в последние времена» цифрового апокалипсиса, современный апокалиптический индивид вовсе и не хочет быть личностью, не хочет «быть», не хочет делать экзистенциальный выбор себя, не хочет преодолевать одномерность. Ему это не нужно! Он не видит в этом смысла!
Искусственное Я (ИЯ) вместо Я (личности) – вот современный апокалипсис. Играет ли какую-то особую роль в этом ИИ? Играет. Но не он «рулит»! Байки о победе ИИ над человеком не более, чем фантазии людей, методологически не грамотных. Не ИИ страшен, а ИЯ; не цифры надо бояться, а обезличивания индивида, виртуализации индивидуального сознания, которая суть – симулякризация.
Искусственному Я можно противопоставить только «естественное», то есть социальное Я – ЛИЧНОСТЬ, о которой так правильно говорилось в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев) и философии (Э.В.Ильенков).       
Истина и ценности
Ценности –

«Термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности» [Философский энциклопедический словарь, 1984, с.765]

«Иметь значение» — это значит «быть знаком» чего-то. Из этого номинального определения следует, что ЦЕННЫМИ ЧЕЛОВЕК СЧИТАЕТ ТОЛЬКО ТЕ ЯВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ ДЛЯ НЕГО ЧТО-ТО ЗНАЧАТ. И наоборот, ЯВЛЕНИЯ, НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАЩИЕ, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕННЫМИ.
Это номинальное определение далее разворачивается в реальное через выделение ценностей предметных и субъектных.
К предметным относят: 1) все многообразие материальных предметов природы и культуры, 2) весь комплекс общественных отношений, 3) явления природы, включенные в сферу культуры. Предметные ценности названы в аксиологии благами.
Субъектные же ценности – это наше отношение в форме оценки по шкале «хорошо-плохо» предметных ценностей, то есть благ, на основе определенных критериев и процедур и сами эти критерии и процедуры.
Предметные ценности (блага) ценностно не нагружены, безразличны и бессмысленны и вовсе не являются ценностями сами по себе. Они имеют смыл только как знаки, «читаемые» человеком. Их смысл и аксиологическая нагруженность – в отношении к ним человека. Термин «субъектные ценности» отражает, таким образом, процессуальность и привязанность предметных ценностей (благ) к действительному, то есть действующему человеку.
В чем, собственно, видится проблема ценностей? Почему она столь дискуссионна? Из определения субъектных ценностей видно, что проблема – в критериях и процедурах оценивания. В самом деле, если для меня ценностью, то есть «хорошим», «желательным» является, например, воспитанность (как общественное отношение), то все дело сводится, во-первых, к моему определению понятия воспитанности, а во-вторых, к методам фиксации воспитанности как явления. Не трудно заметить, что и определение и фиксация явления оказываются связаны с процессом познания, знанием и имеют прямое отношение к ИСТИНЕ. В самом деле, как я могу оценить предмет, отношение или явление, не обладая знанием, что он есть такое по своей сути, то есть, не обладая понятием? Утверждать вслед за М.М. Жванецким, что «Кислое молоко – это уже НЕ молоко» можно только зная, что такое молоко. Поэтому часто вместе с понятием «ценности» употребляется определение «истинные», «фундаментальные» или, наоборот, «ложные», «фальшивые» ценности. Очевидно, что мы не будем считать ценностью то, что мы считаем злом, заблуждением или явной ложью и, напротив, готовы доказывать всеми средствами истинность наших собственных ценностей и ложность ценностей наших оппонентов.
Более того, ценность – это то, за что борются, что отстаивают, что защищают, за что отдают жизнь, что возможно, только если иметь убеждение в том, что они истинны. И если лишение благ не делает жизнь человека бессмысленной, то лишение ценностей как раз обессмысливает жизнь человека. Широко известно, что в состоянии социальной аномии резко возрастает количество самоубийств (как в России в 90-е годы, в тот время, как во время блокады Ленинграда их было ничтожно мало). БЛАГА – ПОТРЕБЛЯЮТ. ЦЕННОСТИ – ОТСТАИВАЮТ, ЗА НИХ – БОРЮТСЯ.
Диалектику истины и ценностей современный философ и логик А.А.Ивин развивает в следующем суждении:

«Ценность как отношение соответствия объекта представлению о нем является противоположностью истины как отношения соответствия представления объекту» [Ивин. http://enc-dic.com/philosophy/Cennost-2621/ ]

Если наше представление не соответствует своему объекту, должно быть изменено наше представление, которое в этом случае не является истинным. Если же объект не соответствует нашему представлению о нем, изменению подлежит объект. Или, другими словами:

«Если идея соответствует своему объекту, то истинной считается обычно идея; если же объект соответствует идее, хорошим считается сам объект» [там же]

Ивин дальше делает верное методологическое замечание:

«Вопрос о соотношении истины и ценности является одним из аспектов более общей проблемы взаимосвязи созерцания и действия, теории и практики» [там же]

Истинностное отношение – это теоретическое отношение, сфера духа, познания. Ценностное отношение – это практическое отношение, сфера социальной практики. Мы здесь не говорим о диалектике абсолютной и относительной истины, поскольку эти азы диалектики все знают.
Из этих теоретических рассуждений следует один очень практический вывод: Лозунги типа: «С нами Бог!» (то есть - истина), «Наше дело правое» — годятся ТОЛЬКО ДЛЯ БОРЮЩЕГОСЯ ЗА СВОИ ЦЕННОСТИ СУБЪЕКТА. Сильному политическому субъекту нет нужды декларировать истинность своих ценностей.

Подробнее тема раскрыта в статье:
Помогает ли сегодня фонарь Диогена?
Будучи студентами философского факультета, мы однажды вдруг осознали, что речь в известной байке о Диогене, ищущем человека на базарной площади днем с фонарем, идет вовсе не только о том, что настоящих людей вокруг себя Диоген так и не нашел. Речь идет также о понятии «человек», о сущности человека как рода. Сущность человека невозможно познать и понять на уровне обыденного мышления, то есть путем непосредственного наблюдения за отдельными людьми! Почему сегодня философия так и не ответила на вопрос «Что такое человек»? Более того, считает, что и отвечать-то не надо, а надо-де пересоздать человека заново с помощью…новых технологий. Впрочем, о новых технологиях переделки человека потом. Здесь же речь идет о том, почему философия заблудилась в поисках сущности человека и все еще блуждает с фонарем Диогена по рыночной площади.
  Противостояние современной тенденции обесчеловечения человека требует от философии понимания человека, его сущности. В западной рациональной философии, имеющей богатый исторический опыт осмысления этой проблемы, сущность человека искали на путях позитивизма. В результате ни Просвещение, ни постмодерн не стали прорывом в понимании человека. Продуктивной альтернативой стал диалектический материализм, политическая дискредитация которого на время затормозила развитие мировой философии, переживающей сегодня беспрецедентный кризис. В свете проблемы сущности и существования человека, являющейся сегодня основной, метод диалектического материализма становится в сфере духовного производства единственным выходом из кризиса.   
Действительно ли идеи рождаются и живут "в мозге"?
Логическая ошибка
в концепции Самюэля Хантингтона
Математика на службе
манипуляторов сознанием
Несколько слов о книге А. Курпатова
К проблеме искусственного интеллекта

Так вот ты какой, северный олень!

Made on
Tilda