Будучи студентами философского факультета, мы однажды вдруг осознали, что речь в известной байке о Диогене, ищущем человека на базарной площади днем с фонарем, идет вовсе не только о том, что настоящих людей вокруг себя Диоген так и не нашел. Речь идет также о понятии «человек», о сущности человека как рода. Сущность человека невозможно познать и понять на уровне обыденного мышления, то есть путем непосредственного наблюдения за отдельными людьми! Почему сегодня философия так и не ответила на вопрос «Что такое человек»? Более того, считает, что и отвечать-то не надо, а надо-де пересоздать человека заново с помощью…новых технологий. Впрочем, о новых технологиях переделки человека потом. Здесь же речь идет о том, почему философия заблудилась в поисках сущности человека и все еще блуждает с фонарем Диогена по рыночной площади.
Противостояние современной тенденции обесчеловечения человека требует от философии понимания человека, его сущности. В западной рациональной философии, имеющей богатый исторический опыт осмысления этой проблемы, сущность человека искали на путях позитивизма. В результате ни Просвещение, ни постмодерн не стали прорывом в понимании человека. Продуктивной альтернативой стал диалектический материализм, политическая дискредитация которого на время затормозила развитие мировой философии, переживающей сегодня беспрецедентный кризис. В свете проблемы сущности и существования человека, являющейся сегодня основной, метод диалектического материализма становится в сфере духовного производства единственным выходом из кризиса.